ГУО "СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 г.ЧЕРИКОВА"

Главная Администрация Учительская Воспитательная работа Методический кабинет Информатизация Ученикам Фотоальбом Гостевая

Страничка психолога

 
   
Главная
Ученикам
Официальные документы
Советы психолога
Кружки и секции
Занимательная страничка
Работы учащихся
Гостевая

Суицидальное поведение

 

Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение – это самое разрушительное поведение, к которому кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутсвием жизненного опыта и неумением определять жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины. Распространены следующие причины:

- потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

- уязвленное чувство собственного достоинства;

- крайнее переутомление;

- разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребление психотропных средств;

- токсикомания и наркомания;

- отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

- состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением.

Для установления причин суицидального поведения важное значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удается из-за недостатка сведений.

Социальная среда определяется микроклиматом в семье, в трудовом или учебном коллективе, состоянием социальной сферы, соблюдением социальной справедливости, материальной обеспеченностью и другими объективными обстоятельствами влияющими на поведение человека, которые он сам часто не в силах изменить.

 

 

Познай себя

Путешествие к центру «Я» или 80 вопросов к самому себе

 

Анкета

1.  Иногда из-за своей сдержанности мне бывает трудно отстаивать свои права.
2.  Временами я волнуюсь из-за пустяков.
3.  Я люблю весёлые и шумные компании.
4.  Я всегда следую чувству долга и ответственности.
5.  Я люблю собирать цветы и выращивать комнатные растения.
6.  Бывает, что я часто чувствую себя уставшим, не сделав ничего существенного.
7.  Мне хотелось бы чаще встречаться вне школы со своими знакомыми и друзьями.
8.  Когда кто-нибудь проявляет глупость или неверность, я его поправлю.
9.  Я люблю поэзию.
10. Бывает, что я пропускаю передовицу в газетах.
11. Если я должен намеренно солгать человеку, мне  пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы  смотреть ему в глаза.
12. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
13. Бывает, что я сержусь.
14. Я всё близко принимаю к сердцу.
15. По-моему, интереснее быть философом, чем инженером.
16. Меня раздражает, когда женщина курит.
17.Обычно я спокоен и меня трудно вывести из терпения.
18. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
19. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
20.Я думаю, что существует  одно единственное правильное понимание жизни.
21. Мне больше нравится пища, приготовленная из необычных  экзотических продуктов, чем привычные блюда.
22. Если мне объясняют что-нибудь непонятное и неинтересное, то меня это раздражает.
23.По-возможности я стараюсь избегать большого скопления людей.
24. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
25. Я верю в чудеса.
26. Я человек общительный.
27. Я человек твёрдых убеждений.
28. По телевизору я предпочитаю смотреть концерт известного артиста, чем передачу о новых изобретениях.
29. Я легко теряю терпение при общении с людьми.
30. Я могу быть счастливым, живя один в избушке среди лесов и гор.
31. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
32. Меня раздражает быть среди людей.
33. Я без страха и смущения вхожу в комнату, где уже собрались и беседуют.
34. Ожидание мне действует на нервы.
35. Будь я художником, мне понравилось бы рисовать цветы.
36. Я часто сожалею, что я такой раздражительный и ворчливый.
37.Я уверен в себе и внушаю доверие другим.
38. Если я знаю что-нибудь  плохое о человеке, то я постараюсь вывести его на чистую воду.
39. В игре я  предпочитаю выигрывать.
40. Большинство людей честны из страха быть пойманными.
41. Я люблю детей.
42. Я считаю, что любая работа должна делаться тщательно.
43. Временами я бываю злым и раздражительным.
44. Всякая грязь пугает меня и вызывает  раздражение.
45. Мне приятно иметь среди своих знакомых  значительных людей. Это как бы придаёт вес в собственных глазах.
46. Кое-кто настроен против меня.
47. Обычно я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим.
48. Важнее заботиться о материальном благополучии семьи, чем проводить время в размышлениях о смысле жизни.
49. Я чувствую, что мои друзья меньше нуждаются во мне, чем я в них.
50. Я чувствую себя хорошо приспособленным к жизни.
51. Временами я чувствую, что я спорю или возражаю кому-нибудь ради желания поспорить.
52. Я люблю готовить пищу.
53. Я впечатлительнее большинства людей.
54. Глупо осуждать человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.
55. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.
56.Думаю, что мне бы понравилась работа портного по женскому платью.
57.Я считаю, что повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если в этом нет необходимости.
58. Я считаю, что уж если быть, то быть первым.
59. Я предпочитаю вступить в брак с человеком, который пользуется всеобщим восхищением.
60. Я подозреваю, что некоторые друзья злословят обо мне за моей спиной.
61. В компании я часто отпускаю шуточки рассказываю анекдоты.
62. Иногда я бываю неуступчив и упрям просто из принципа, а не потому, что для меня это важно.
63. Иногда я говорю неправду.
64. Мне говорят, что я гордый и заносчивый.
65. Если человек на меня давит и пытается командовать мной, я постараюсь встретиться с ним и выяснить отношения.
66. Я стараюсь не ранить  чувства людей неосторожным замечанием.
67. Временами мне так и хочется выругаться.
68. Мне действует на нервы, когда в автобусе или в магазине обращают на меня внимание.
69. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
70. Я люблю очень вкусно поесть вместе с друзьями.
71. Я человек очень ревнивый.
72. Критика и замечания всегда очень задевают меня.
73. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
74. Я человек очень приветливый.
75. Я люблю тяжёлые физические нагрузки и разнообразные упражнения.
76. Если мне не грозит штраф  и машин поблизости нет, то я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
77. Я люблю заниматься самоанализом.
78. Каждый человек должен спартански переносить лишения.
79. Я очень плохо переношу любой шум.
80. Моё поведение часто в сильной степени зависит от обычаев людей, которые меня окружают.

 

 КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ

Поставьте против своего ответа значок (+, *, V, ...  ), если Ваш ответ совпадает с ответом ключевого списка и подсчитайте количество совпадений.

I. Это так называемая корректурная шкала: насколько искренне Вы ответили на вопросы. Отметьте, если Вы ответили “НЕТ” на вопросы: 10, 13, 18, 24, 31, 39, 45, 63, 67, 69, 73, 76.
Если у Вас 6 и более совпадений, то значит Вы ответили неискренне и не совсем были честны с самим собой.

II. Эта шкала направлена на выявление экстраверсии и  интраверсии ( Г. Азенк, К. Юнг ).

“да” - 3, 7, 19, 26, 33, 50, 61, 67, 69, 74;
“нет” - 1, 4, 23, 27, 30, 32, 42, 44, 46, 53, 55, 68, 77, 79.
Если у Вас здесь совпало больше 12 ответов, то можно считать, что Вы выраженный ЭКСТРАВЕРТ. если меньше - ИНТРОВЕРТ.

ЭКСТРАВЕРТЫ (внецентристы) - общительны, имеют много друзей,но контакты у них поверхностны, быстро приспосабливаются к новым условиям, но не очень вдаются в их суть. Не любят уединения, чтения, учебу. Энергичны, деятельны, интересы разнообразны, но очень поверхностны. Главная  часть их переживаний вызвана другими людьми, событиями, а не своей душевной энергией. Чрезмернгая увлечённость внешней жизнью, как правило, ущемляет личные потребности. Тяготеют к ярким  впечатлениям, внешним раздражителям. Импульсивны, активны, оптимистичны, склонны к агрессивности. Несдержаны, ненадёжны в общении, чувствительны к поощрению, обидчивы, внушаемы.
ИНТРОВЕРТЫ (внутрицентристы) – люди необщительные, за кнутые, склонные к уединению. Трудно приспосабливаются к новым условиям, но зато могут изменять их, исходя из своих целей. Переживания рождают большой, многообразный внутренний мир личности. Скромные, вдумчивые, сдержэанные, спокойные, пассивные. Сближаются с немногими друзьями. Серьёзны, старательны, планируют заранее, стремятся к упорядоченному образу  жизни. Не агрессивны, несколько пессимистичны. Обладают сильным морально-этическим контролем; сильной чувствительностью к угрозе. Стремятся к творческой деятельности. В общении устанавливают тонкие и устойчивые отношения. Ждут настоящей любви и чаще разочаровываются.

III. Эта шкала направлена на выявление циклотимии и шизотимии. ( По Кречмеру )

«да» - 11, 17, 19, 21, 29, 37, 47, 50, 54, 59, 61, 66, 70, 74;
«нет» - 2, 4, 8, 12, 14, 15, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 38, 40, 46, 51, 60, 62, 72.
Если у Вас больше  17 совпадений, то Вы – ЦИКЛОТИМИК или циклоидный тип, если меньше, то Вы – ШИЗОТИМИК или шизоидный тип.

ЦИКЛОТИМИК – (цикл – круг; «волнистая душа»). Ось настроения -  между 2-х полюсов: грусть – веселье, переходы из одного  в другое состояние волнообразные. Эти люди – натуры жизнелюбивые, веселые, безмятежные, легко адаптируются. Отзывчивые, душевные, с чувством юмора. Деятельные, но суетливы, скоры на поступки, а не на рефлексию. Импульсивны, с высоким интеллектуальным потенциалом, оптимистичны, устойчивы в стрессах. Утончённые, расчетливые, тревожно-чувствительные, склонны к новому, экспериментальному (новаторству).
Циклотимик – тактический лидер, Кречмер делит их на 5 групп:
1 – весёлые болтуны;
2 – спокойные юмористы;
3 – тихие, душевные люди;
4 – сибариты;
5 – деятельностные практики.

ШИЗОТИМИК – ( шизо – дробность; расколотый).Ось отношений: возбудимость – холодность, переход происходит скачкообразно. Очень переменчивы, формальные в контактах, холодны в общении. Сложные натуры. Критичны, тяготеют к чудачеству. Обладают повышенной эстетичностью (любители природы, путешествий). Эгоцентрики; физически выносливы; неподкупные и справедливые, иногда до фанатизма. Ворчливые, грубые, жёсткие, раздражительные, упрямые и капризно-непостоянные. Консервативны, регидны. Больше любят человечество, а не конкретного человека( поиск идеала, абсолюта). Желают жить только своим умом; не знают морального контроля, не соблюдают общепринятые нормы и вместе с тем – робкие, боязливые, подавленные, вялые, не устойчивы в условиях стресса. Наивные. Самоуверенные, язвительные, экстремичные, саркастичные.
Шизотимики – стратегические лидеры, Кречмер делит их на 3 группы:
1 – необщительные, лишённые юмора, со странностями и причудами люди;
2 – застенчивые, тонко чувствующие природу и искусство;
3 – равнодушно-тупые, бесстрашные, люди исполнительные.

IV. Эта шкала выявляет типологию личности  по Шелдону:

1 – Вы – висцеротоник, если ответили:
« да » - 3, 7, 19, 25, 26, 31, 33, 41, 45, 49, 52, 61, 70, 74.

2 – Вы – соматоник, если ответили:
« да » - 12, 22, 39, 46, 48, 58, 60, 62, 65, 69, 71, 72, 75, 78.

3 – Вы – церебротоник, если ответили:
« да »  - 1, 2, 6, 14, 15, 23, 30, 32, 42, 53, 55, 66, 77, 79.

ВИСЦЕРОТОНИК – (внутренний тип). Люди этого типа имеют замедленные реакции. Позы и движения расслабленные. Сон длителен и глубок. Они благодушны, приветливы, терпимы, самодовольны, общительны, дружелюбны. Любят физический комфорт, галантное обращение; вкусно и обильно поесть, особенно в обществе друзей. Обожают всё домашнее, семейное, традиционное. Преданы воспоминаниям детства. Обладают стабильностью эмоциональных проявлений. Не выносят одиночества. При неприятностях ищут утешения у близких, При алкоголе появляется расслабленность, повышается общительность, иногда слезливость.
СОМАТОНИК – (телесный тип). Реакции у этих людей энергичные, движения и позы чёткие. У них громкий голос. Агрессивны. Часто отсутствует такт, нет жалости. Любят физические нагрузки, спартански презирают лишения. Выносливые, властные, ревнивые. Круты, стремятся к устранению конкурентов. Лишены щепетильности, при неприятностях испытывают потребность  в немедленных энергичных действиях. Под влиянием алкоголя усиливается агрессивность.
ЦЕРЕБРОТОНИК – (мозговой тип). Движения у этих людей скованы, реакция быстрая. Замкнуты, голос тихий, сон неустойчивый, легко устают. Обладают повышенной чувствительностью к боли; плохо переносят шум. В проявлении чувства сдержаны. Склонны к самоанализу. Плохо анализируют поступки окружающих людей и их отношение к себе. Скромные. При неприятностях потребность к уединению усиливается. К алкоголю устойчивы.

V. Этот ряд вопросов направлен на выявление степени эмоциональной устойчивости (сила – Я)  или(слабость – Я).
Если  есть более 13 совпадений, то Вы эмоционально устойчивы:
«да» - 17, 33, 37, 39, 47, 50, 58;
«нет» - 2, 6, 14, 22, 23, 29, 32, 34, 36, 43, ;6, 49, 53, 55, 60, 68, 72, 79, 80.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ  -

«СИЛА Я».

Высокие оценки. Это люди, которые имеют постоянные интересы. Для них характерны спокойствие, непринуждённость, постоянство в планах и привязанностях. Они активны, деятельностны, инициативны, склонны к соперничеству. Серьёзны, реалистичны, хорошо понимают действительность. У них высокая требовательность к себе. Они не скрывают от себя собственных недостатков, но и не расстраиваются из-за пустяков.

«СЛАБОСТЬ Я».

Низкие оценки. Как правило, это внутренне усталые, неспособные справиться с жизненными трудностями люди. Отсюда у них – высокая тревожность, возбуждаемость с быстрой утомляемостью. Импульсивны, с повышенной чувствительностью, вследствие этого – неадекватная бурная вспышка раздражения, слезливость в гневе: внезапная раздражительность сменяется быстрым  её прекращением, далее раскаяние, а потом угрызение совести со слезами и так – по кругу. Капризны, уклоняются от ответственность, могут дело не довести до конца. Для них характерна неуверенность, чрезвычайная впечатлительность не тем, что есть, а тем, что может случится. Стремление к самоанализу (но,  как правило, неспособность выбрать оптимальный вариант приводит к новым волнениям). Однако, при жёсткой регламентации условий жизни у них проявляется высокая продуктивность, исполнительность, аккуратность, обязательность, чувство долга, ответственность, высокий морально-этический  контроль. Робкие, стеснительные, тактичные, деликатные – они становятся назойливыми в своих настоятельных требованиях соблюдения всех формальностей. Дома – мелкие нарушения правил выводят их из равновесия, вызывают вспышки гнева и раздражительности, особенно в общении с детьми. Кроме этого, могут часто испытывать неприятные, мучительные ощущения в различных частях тела: голове, внутренних органах и конечностях. Но заболеваний очень частол выявить не удаётся.

VI. Эта шкала общительности, лидерства и конформизма.
Если у Вас совпало больше 8 ответов, то Вы стремитесь к доминированию, к независимости в общении.
«да» - 3, 19, 26, 33, 37, 39, 50, 58, 65;
«нет» - 1, 4, 20, 30, 55, 61, 80.

ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ. Для этих людей характерна непринуждённость, естественность поведения, стремление к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта, сердечность. Они имеют много друзей, в дружбе заботливы, теплы в отношениях, принимают живое участие в судьбе своих товарищей, знают об их переживаниях, радостях, заботах. Легко сходятся с людьми. К ним тянутся, в  их обществе все чувствуют себя уютно и спокойно. В одиночестве они скучают. Любят работать и отдыхать в коллективе. При этом возможны конфликты, хвастливость, бесцеремонность.
НИЗКИЕ ОЦЕНКИ. Вялость, покорность, зависимость, отсутствие живых эмоций, холодность, осторожность, формальность в контактах.. Предпочитают общаться больше с книгами, вещами. По собственной инициативе общаются только с близкими родственниками. Эгоистичны, скрытны, отгорожены, не умеют отстаивать свою точку зрения, часто готовы взять на себя вину.

 

VII. Эта шкала совестливости. (Степень уважения к заданным социальным нормам и этическим требованиям).

«да» - 4, 8, 11, 14, 16, 20, 24, 27, 38, 40, 42, 44, 57, 66, 72, 80;
«нет» - 31, 54, 61, 63, 69.

ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ. Чувство ответственности, обязательность, добросовестность. Эти люди глубоко порядочны не потому, что это им выгодно, а потому, что не могут поступить иначе, по своим убеждениям. Они точны, аккуратны в делах, любят во всём порядок, выполняют правила буквально, даже тогда, когда они кажутся пустой формальностью. Для них характерен самоконтроль.
НИЗКИЕ ОЦЕНКИ. Склонны к непостоянству, легко бросают начатое дело. Ленивые, недобросовестные, эгоистичные, не прилагают усилий к соблюдению культурных и моральных норм, нечестные, лживые.

VIII. Это  шкала женственности (степень идентификации с женской ролью, предписанной культурой общества).

«да» - 5, 9, 14, 15, 21, 25, 28, 31, 35, 41, 52, 53, 56, 66, 74, 77;
«нет» - 39, 48, 50, 58.

ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ. Эти люди – чувствительны, склонны к волнениям, мягки, уступчивы, скромны в поведении, но не в самооценке. У них разнообразные интересы, хорошо развиты воображение, фантазия, тяга к эстетическим занятиям, размышлениям на морально-этические темы. Временами демонстрируют чрезмерную озабоченность личными проблемами. Склонны к самоанализу, к самокритике. Повышен интерес к нюансам межличностных отношений. Они способны тонко чувствовать других людей. Им не хватает смелости, решительности, настойчивости. Они пассивны, зависимы, избегают соперничества, легко подчиняются, охотно принимают помощь, поддержку.
НИЗКИЕ ОЦЕНКИ. Для этих людей характерна: смелость, предприимчивость, стремление к  самоутверждению, склонность к риску, к быстрым, решительным действиям, к сожалению, без достаточного их обдумывания и обоснования. Интересы у этих людей узкие, практичные, суждения – трезвы, реалистичны. В поведении им не достаёт оригинальности, своеобразия. Они стараются избегать сложных запутанных ситуаций, пренебрегают оттенками, полутонами, плохо разбираются в истинных мотивах своего и чужого поведения, не склонны к рефлексии, любят чувственные удовольствия, верят больше в силу, чем в разум.

 

Памятка выпускнику: как готовиться к экзаменам
Указ Президента Республики Беларусь от 8 февраля   2008 г. № 70 О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 80
Указ о некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях
Репетиционное тестирование для абитуриентов
Порядок заполнения бланка ответов централизованного тестирования
Памятка участнику централизованного тестирования
Положение о порядке организации и проведения централизованного тестирования
 
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

© Sivakova Svetlana, 2007

Hosted by uCoz